Загрузка...
Категории:

Загрузка...

Менеджмент музыкального искусства как новое направление в деятельности российских музыкальных вузов

Загрузка...
Поиск по сайту:


Скачать 130.35 Kb.
Дата14.03.2012
Размер130.35 Kb.
ТипДокументы
Подобный материал:

Анатолий Цукер


МЕНЕДЖМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ


В 2010 году в российских музыкальных вузах входят в жизнь новые образовательные стандарты, так называемые «стандарты третьего поколения». Наиболее радикальные изменения в них затрагивают специальность «Музыковедение». Фактически на уровнях бакалавриата и магистратуры вводится новая специальность (073000) «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». Она включает в себя такие направления подготовки специалистов как собственно Музыковедение, а в одном ряду с ним Музыкальную журналистику и редакторскую деятельность в средствах массовой информации, Этномузыкологию, Древнерусское певческое искусство, Музыкальную педагогику, Электронную музыку и аранжировку, Менеджмент музыкального искусства и Музыкальную рекламу. Подобное расширение содержательного спектра специальности призвано сделать образовательный процесс в вузе открытым навстречу запросам и социокультурным реалиям времени, а образовательные предложения более разнообразными и привлекательными для абитуриентов, что в условиях резкого снижения конкурсов, а часто и невыполнения плана приема на музыковедческую специальность представляется более чем актуальным.

Я коснусь лишь одного из указанных направлений, заявленного в названии данного доклада, тем более что Ростовская консерватория накопила уже в этом плане определенный опыт. Не дожидаясь официального введения нового стандарта, в Ростовской консерватории 2005 году была лицензирована, а в 2006 году осуществлен прием на новую специализацию – «Музыкальный менеджмент» в рамках специальности «Менеджер организации».

В первый же год на очное и заочное обучение по данной специальности поступило 41 человек (бюджетных мест было всего 3). В 2008 году при том же количестве мест, финансируемых из бюджета, было принято уже 54 человека (это почти половина от ежегодного приема на все музыкальные специальности вместе взятые). Конкурс на бюджетные места дневного отделения в 2008 году составил 10 человек на место. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, в основной своей массе пожелали обучаться на коммерческих началах. Таким образом, на лицо привлекательность и востребованность данной профессии у современных молодых людей. Более того, имеются случаи перехода на новую специальность уже обучающихся в консерватории студентов-исполнителей, или получения ее как второй специальности. Их мотивация, как правило, следующая: не обладая выдающимися исполнительскими данными, они, тем более в сравнении с более талантливыми коллегами, не рассчитывают на большие перспективы дальнейшего жизненного и профессионального устройства и в то же время не желают полностью порывать с профессией, которой отдали немало лет. Специальность музыкального менеджера предлагает им некий компромиссный вариант: они остаются в области музыки и в то же время, владея еще одним искусством – искусством управления, включающим в себя необходимый комплекс экономико-правовых знаний, получают более широкие возможности последующей самореализации и достижения материального благополучия.

Еще одна разновидность абитуриентов (они поступают в основном на заочное отделение) – это люди, ужу работающие в сфере культуры и искусства руководителями, организаторами, управленцами, но им в сложной современной ситуации недостает для этого необходимых знаний. Некотором к тому же бывает нужно подкрепить свой статус или продвижение по карьерной лестнице соответствующим дипломом, а диплом Ростовской консерватории является, безусловно, достаточно престижным.

Все сказанное относится к области субъективной востребованности, профессии музыкального менеджера. Но помимо того открытие данной специализации отвечает вполне объективным социокультурным вызовам времени – это с одной стороны, а с другой – устойчивой стратегии Ростовской консерватории.

Сначала о первом из названных факторов. Новая политическая и экономическая ситуация в современной России поставила музыкантов перед дилеммой: быть раздавленными жестокими законами жизни, или занять в ней свою нишу и обрести моральную (и материальную) удовлетворенность. Музыка оказалась ввергнутой в стихию рынка, к тому же (на этапе накопления капитала) достаточно дикого. Массовое музыкальное искусство, «прагматическое» по своей сути, с присущей ему мобильностью, быстротой реакции, готовностью приспосабливаться к любым жизненным обстоятельствам, почувствовало себя в этой новой среде вполне вольготно: положение, когда спрос диктует предложения, для него всегда было привычным. А то обстоятельство, что идеологический заказ сменился экономическим (с соответствующим вознаграждением) создало только дополнительные стимулы для жизни и процветания (пусть, с художественной точки зрения, зачастую убогого), которое мы и наблюдаем сегодня. Академическая же музыка, искусство «романтическое», со всеми ее институтами: образовательными, концертно-театральными, творческими (союзы композиторов), оказалась в состоянии растерянности, проявив свойственный ей консерватизм. Более того, в ней даже усилились охранительные тенденции, вполне понятные в эпоху перемен и продиктованные стремлением сберечь накопленный духовный опыт. Сколь бы ни были благородны эти тенденции, они лишь обострили проблему выживания музыки.

В советское время деятельность всех культурных учреждений была четко регламентирована, осуществлялось государством, созданными им специальными организациями, механизм деятельности которых был прописан «от и до». Администрирование в сфере культуры не требовало специальных знаний, этой областью мог руководить практически каждый (ведь все имели маломальское представление о культуре, в отличие, скажем, от машиностроения, во главе которого чаще стояли профессионалы).

Когда советская административная система рухнула, чиновники от культуры, привыкшие жить как часть государственного механизма, оказались в состоянии крайней растерянности, если не сказать, шока: десятилетиями в стране частная инициатива была чуть ли не уголовно наказуема, а тут она предлагалась как единственный вариант существования. Экономический диктат оказался еще более жестким, чем былой идеологический, и он с непреложной силой стал требовать от руководителей предпринимательской деятельности. Возникла потребность в арт-менеджерах: специалистах, способных чутко реагировать на конъюнктуру, ориентироваться в искусстве и одновременно поднаторевших в искусстве продажи искусства, посредниках между художником и потребителем его творчества, «изобретателях» новых форм реализации культурной продукции. Однако подобных специалистов, естественно, в России не оказалось, за исключением отдельных талантливых самородков. За два постперестроечных десятилетия система их подготовки так и не была налажена, во всяком случае, в области серьезной академической музыки. Единственным исключением в этом плане стал РАМ им. Гнесиных, не только открывший соответствующее отделение, но и узаконивший, «конституирующий» данную специализацию. В остальном же по-прежнему ощущается дефицит специалистов в данной сфере. И хотя некоторые преуспевающие учреждения искусства и культуры начинают вести свои дела, как в сфере любого другого бизнеса, это еще не стало системой для большинства государственных театрально-концертных организаций страны. Достаточно сказать, что в них до сих пор не существует постоянно функционирующих служб маркетинга, фандрейзинга и паблик рилейшнз – этих «трех китов» арт-менеджмента, – равно как и профессионалов в указанных областях. На их подготовку и направлена деятельность нового отделения РГК, и в этой связи несколько слов о стратегии Ростовской консерватории.

Музыкальный вуз в Ростове был открыт в 1967 году и поначалу он имел другое название – Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (РГМПИ). Это, казалось бы, чисто внешнее обстоятельство (программы, учебные планы, структура вуза были консерваторскими) в то же время вносило некоторый смысловой и психологический оттенок в деятельность вновь образованного института. Отсутствие консерваторского «титула», обязывающего быть хранителем классических устоев, создавало некоторую долю свободы от академической ригористичности, эстетического снобизма, позволяя спускаться с «олимпа» высокого искусства на грешную землю реального музыкального быта. Во всяком случае, РГМПИ стал первым музыкальным вузом России, где было открыта эстрадно-джазовое отделение, и появился первый утвержденный профессор в области джаза. Одним из первых в Ростове стал вестись курс массовой музыкальной культуры, которая, как известно, лишь одной своей частью относится к области музыкального искусства, а другой – к сфере социума.

Характерна и перестройка в РГМПИ, осуществленная свыше двадцати лет тому назад, всего процесса обучения музыковедов, создание новой модели подготовки специалистов этого профиля. Суть ее опять же в преодолении академической герметичности, расширении сферы прикладного музыкознания, приближении ее к реальной социо-музыкальной практике, чтобы выпускники-музыковеды были готовы в своей последующей профессиональной деятельности к работе в школе, лицее, колледже, в нехудожественном вузе, к критико-журналистской и редакторской работе в печати, на радио, телевидении, к филармоническим выступлениям, к дискуссии с современной молодежной аудиторией, к деятельности музыканта-организатора.

Переименование вуза в 1992 году в Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова не оборвало столь по-разному проявившуюся тенденцию к «разгерметизации» образовательного процесса, его направленности на современные социокультурные реалии. И подтверждение тому – открытие отделения музыкального менеджмента. Впервые идея его создания возникла еще в середине 90-х годов прошлого столетия и даже были предприняты первые шаги в данном направлении: разработан учебный план, определена стратегия развития. Уже тогда было ясно, что в одиночку вузу консерваторского типа эту задачу решить не под силу, что обеспечение экономического блока дисциплин требует кооперации с вузом экономического профиля. Тогда же возникли первые и, увы, непреодолимые, трудности. Поиск в качестве партнера государственного вуза оказался бесперспективным: устойчивое бюджетное финансирование делало вузы этого типа куда более консервативными, чем консерватория, и лишняя «головная боль» им была не нужна. Идея заинтересовала один из первых в России негосударственных вузов: Институт управления, бизнеса и права, к тому времени уже хорошо зарекомендовавший себя на образовательном рынке. Но здесь возникли правовые препоны: как оказалось, сотрудничество в образовательной сфере государственного (РГК) и коммерческого (ИУБИП) вузов юридически недопустимо.

Только изменение правовых норм, положения о государственных вузах, позволившее им ведение коммерческой образовательной деятельности, дало возможность вновь вернуться к проекту организации новой специализации и сотрудничеству в его осуществлении с Институтом управления, бизнеса и права. ИУБИП взял на себя обеспечение кадрами, литературой, лабораторной базой фундаментальных экономико-правовых и управленческих дисциплин, предусмотренных стандартом специальности «Менеджер организации»: Экономическая теория, Мировая экономика, Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, Статистика, Хозяйственное право, Правовая среда бизнеса, Маркетинг, Основы менеджмента, Инновационный менеджмент, Стратегический менеджмент, Исследование систем управления, Теория организации, Управление персоналом, Антикризисное управление, Управленческие решения.

Надо отметить, что установленный госстандартом базовый учебный план специальности «Менеджер организации» оставляет в рамках дисциплин регионального компонента, специализации, дисциплин по выбору, факультативов достаточно широкое пространство для реализации целостной оригинальной концепции специализации «Музыкальный менеджмент». Эта концепция предполагает, помимо общеэкономической, общеправовой и управленческой грамотности, формирование специалистов, которые бы были готовы к работе в сфере искусства, и музыкального в частности, а потому должны быть достаточно информированы в соответствующих областях. Одна из таких областей – это тенденции современного искусства, в которых арт-менеджер должен свободно ориентироваться. Этому посвящены такие дисциплины как Культура и искусство постмодерна, Современные визуальные искусства, Стили и направления дизайна, Основы массовой культуры, Основы мультимедиакультуры.

Другой цикл дисциплин направлен на оснащение будущего специалиста собственно музыкальными базовыми знаниями. Прежде всего это два фундаментальных курса: История музыки и Теория музыки. Показательны изменение, внесенные в традиционно академический курс истории музыки. В рамках данного курса была предпринята попытка рассматривать историю музыкального искусства в контексте единого процесса развития художественной культуры, и даже шире – материально-художественной, включающей в себя объективные, детерминированные самой жизнью условия бытования и функционирования музыки. В чем основной пафос такого подхода? Традиционный историко-музыкальный курс в изучении закономерностей развития музыкального искусства – в том числе происхождения, формирования, эволюции музыкальных жанров – исходит преимущественно из представлений о духовной сущности, идеальной природе упомянутых процессов. Они осмысливаются как продукт деятельности художников-гениев, а при этом зачастую остаются «за кадром» вполне материальные условия и конкретные человеческие отношения, на почве которых родились и с учетом которых воспринимались те или иные жанры. В действительности же музыка испытывала и продолжает испытывать на себе все последствия тех или иных экономических отношений и материально-физических реалий. Включение их в орбиту внимания курса истории музыки имеет свой целью культурно-историческую реконструкцию условий музыкальной коммуникации прошедших эпох и тем самым придает курсу определенную «стереофоничность». Дисциплина в таком ее понимании перестает быть только «историей шедевров», в большей степени воссоздавая не иллюзорную, а подлинную историю музыки в реальной сложности ее процессов.

В какой-то мере подобный курс включает в себя и изучение истории музыкального менеджмента. Ведь хотя терминология менеджмента достаточно молода (она пришла в российскую лексику сравнительно недавно, а в область музыкального искусства, можно сказать, только-только), как явление музыкальный менеджмент имел достаточно продолжительную биографию. Фигура менеджера как по­средника между художником и публикой, как человека, способного организо­вать все необходимое для того, чтобы в определенное время и в опреде­ленном месте артист и его потенциальная ауди­тория встретилась друг с другом, существовала с того момента, как возникла концертная практика. Об этой деятельности, к сожалению, мы мало знаем. Вопрос о том, кто и как обеспечивал финансовую сторону театрально-концертной жизни, занимался организацией коммуникативного пространства, остается тайной за семью печатями. Но это не означает, что подобного рода деятельность отсутствовала, или, что она не поддается никакому изучению. Все значительные художественные акции от генделевских оперных предприятий в Лондоне до листовских турне по Европе могут осмысливаться и в этом аспекте, причем такое изучение проливает свет на многие «темные пятна» музыкального искусства прошлого и настоящего.

Кроме того, курс истории музыки дополняется такими дисциплинами как Современный репертуар музыкальных театров и концертов, Стили и направления современной академической музыки. Теория музыки так же существенно отличается от теоретических курсов, которые ведутся на музыкальных специальностях колледжей или вузов. Ее полное название для студентов-менеджеров «Теория и коммуникативные функции музыки». Понятно, что в такой постановке курс призван акцентировать внимание на вопросах восприятия, семантики музыкального языка, жанрового содержания и стиля. Наконец, в совокупности История и Теория музыки должны способствовать накоплению музыкально-слухового опыта будущих менеджеров и продюсеров, формированию у них художественного вкуса и эстетических критериев. К указанным дисциплинам, специализирующимся в основном на академической музыке примыкают предметы, выводящие за ее рамки: История джаза, Современный репертуар массовых музыкальных жанров. Определенную функцию личностного приобщения к музыке должен выполнять курс Практического музицирования, особенно для тех, кто не получил систематического музыкального образования. Студентам будут предложены занятия на фортепиано, в отдельных случаях на каком-либо ином инструменте или уроки вокала.

Следующий блок предметов, пожалуй, наиболее ответственный и сложный в его реализации, сосредоточен на важнейших составляющих непосредственной деятельности арт-менеджера. Прежде всего, это три основополагающие дисциплины, образующие ее сердцевину: Паблик рилейшнз (PR) художественных событий – дисциплина, изучающая механизмы связей с общественностью, эффективной коммуникации организаций культуры и их окружения, управления обществен­ным мнением в сфере продвижения художественного продукта; Основы фандрейзинга – дисциплина, посвященная технологиям привлечения ресурсов, аккумулирования денежных средств для художественных проектов и соответствующих организаций, осуществляющих эти проекты, и дисциплина маркетинговой направленности – Современный рынок музыкальной продукции, исследующая структуру рынка, механизмы продвижения на нем концертно-театральной продукции. В этот же блок входят дисциплины, знакомящие с различными аспектами деятельности менеджера-продюсера, способствующие развитию его креативных способностей, такие как Продюсирование музыкальных проектов, Фестивальный менеджмент, Основы творческого проектирования, Организация и экономика массовых зрелищ, Креатив-технологии в деятельности продюсера.

Важной особенностью ведения этих дисциплин является большой удельный вес практической составляющей, активное включение студентов, начиная с первого курса, в реальную менеджерскую деятельность. Так, курс Основы творческого проектирования предполагает вовлечение студентов в создание своих индивидуальных концертных проектов с попыткой их практической реализации. Дисциплина Фестивальный менеджмент своей задачей ставит участие студентов в организационном обеспечении проводимых консерваторией фестивалей, например фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры». Консерватория в целом, с ее концертной работой, творческим потенциалом, исполнительскими коллективами, является прекрасной базой для практики будущих менеджеров. То значение, которое в образовательной концепции РГК по подготовке арт-менеджеров уделено технологическому уровню профессии, определило и включение в учебный план большого количества тренингов и практик: это Тренинг компетентного общения, Тренинг эффективных продаж в сфере театрально-концертных услуг, Тренинг по работе с клиентом, Ознакомительная практика (студенты знакомятся со структурой и спецификой деятельности филармонии, музыкального театра), Практика по продвижению на рынке музыкальных искусств (с созданием базы данных потенциальных клиентов и спонсоров).

В качестве диплома студентами должен быть осуществлен собственный проект (это может быть гастрольный тур какого-либо исполнителя или коллектива, участие в качестве администратора в организации фестиваля или концертного абонемента), а так же представлено его экономическое и содержательное обоснование.

Найдет ли себе применение такое количество музыкальных менеджеров? Думается, современный рынок труда требует множество специалистов в данной области. Это подтвердил проделанный нами опрос директоров концертных организаций. В грамотных менеджерах нуждаются сегодня филармонии, музыкальные театры, концертные агентства, фирмы, занимающиеся производством и распространением мультимедийной продукции, отделы культуры, образовательные учреждения, информационные и пиарагенства, досуговые организации. Но даже если потребность в специалистах этого профиля будет полностью удовлетворена, пока что это трудно себе вообразить, то и в этом случае выпускники консерватории имеющие диплом с записью «Менеджер организации», легко найдут себе применение. Не секрет, что и сейчас жизнь нередко подталкивает выпускников музыкальных специальностей консерватории менять род деятельности. Они работают в различных газетных и журнальных изданиях, устраиваются банковскими служащими, рекламными агентами, осваивают профессию программиста, занимаются книжным бизнесом. Причем, как правило, во всех этих сферах они оказываются чрезвычайно успешными, что вполне понятно: ведь уже давно подмечено, что занятия музыкой, равно динамично развивают логическое мышление и творческую фантазию личности, ее мобильность и коммуникабельность. Можно себе представить сколь востребованными и готовыми к любым жизненным изменениям окажутся специалисты, сочетающие в себе названные качества с хорошей экономической подготовкой и владением технологиями менеджерской деятельности.





Скачать, 167.03kb.
Поиск по сайту:

Добавить текст на свой сайт
Загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ДуГендокс 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
наши контакты
DoGendocs.ru
Рейтинг@Mail.ru